Безопасность судов у берегов Африки волнует мировое сообщество
|
В связи с нападениями пиратов на суда у берегов Сомали корабли ВМФ России будут на регулярной основе присутствовать в районе Африканского Рога и Аденского залива. Об этом заявил главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, передают РИА «Новости».
Пока антипиратское патрулирование в опасном районе выполняет сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый», который уже успешно отбил несколько атак морских разбойников. «После «Неустрашимого» в этот район будут направляться корабли и других флотов ВМФ России», - сказал главком.
Накануне на борту «Неустрашимого» состоялась встреча командира соединения надводных кораблей Балтийского флота Олега Гуринова с командующим ВМС Франции в Индийском океане Жераром Валленом. Они обсудили координацию действий по борьбе с пиратами.
Между тем источник в ВМФ России рассказал "GZT.ru", что в российском военном ведомстве прорабатывается вопрос об организации сопровождения кораблями Военно-морского флота РФ судов других стран. Экскорт будет обеспечиваться на коммерческой основе. Он добавил, что с такими просьбами к России уже обратились несколько стран, в том числе ближневосточного региона. По его словам, несколько иностранных судов уже были сопровождены "Неустрашимым".
Вчера же министр обороны Франции Эрве Морен заявил: страны-члены Евросоюза начнут совместную военно-морскую операцию против сомалийских пиратов 8 декабря. Под военной операцией в ЕС подразумевают активное патрулирование Аденского залива, где пираты совершили подавляющее большинство нападений на суда.
Операция будет проходить под британским командованием, её штаб будет располагаться в Великобритании. Планируется отправить к берегам Сомали от шести до десяти кораблей, которые будут координировать свои действия с военными из НАТО.
Ранее правительство Сомали выдало разрешение кораблям государств Европейского союза на проведение операций по борьбе с пиратами в акватории у побережья этой африканской страны
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун на заседании Совета безопасности сделал доклад по ситуации с пиратами у побережья Сомали. Как следует из доклада Пан Ги Муна, распространенного в среду вечером в штаб-квартире ООН, пираты, совершающие захваты гражданских судов у сомалийского побережья, с начала 2008 года получили в виде выкупа от 25 до 30 млн. долларов.
По мнению генсека ООН, процветанию пиратского бизнеса в этом уголке планеты способствует бедственное экономическое положение Сомали, в которой уже полтора десятка лет полыхает гражданская война.
Сегодня Совбез ООН планирует рассмотреть ситуацию с резкой активизацией пиратов в акватории Аденского залива и Индийского океана вдоль северо-восточного побережья Африки. Великобритания уже предложила принять резолюцию об ужесточении санкций в отношении пиратов, а также о введении эмбарго на поставки оружия, военного оборудования и техники лицам и организациям, связанным с пиратами, и замораживании счетов таких лиц и организаций.
Что касается НАТО, то в начале осени к берегам Сомали отправились военные корабли альянса. 24 октября три боевых корабля НАТО начали миссию Allied Provider, первоочередной задачей которой стала охрана гуманитарных грузов, направляющихся в Сомали, где получателями международной помощи числятся 3,2 млн человек. В случае получения запроса о помощи от коммерческих судов, корабли НАТО оказывают им поддержку. О денежном вознаграждении за такого рода поддержку ничего не сообщается.
Акватория у берегов Сомали стала в последнее время одним из самых опасных регионов в связи с участившимися случаями захвата пиратами гражданских судов.
Прилегающий к Сомали район Аденского залива и выхода из Красного моря в Индийский океан - один из наиболее загруженных участков международных океанских путей. Через него ежегодно проходят около 20 тысяч торговых судов и осуществляется доставка 50 процентов всех насыпных грузов и около 30 процентов контейнерных перевозок. Аденский залив - кратчайший путь из Индийского океана к берегам Европы. Альтернативный путь через африканский мыс Доброй Надежды увеличивает время в пути на две-три недели, а следовательно, и стоимость перевозок.
2008 год ознаменовался резким ростом пиратской активности.
В апреле пираты захватили и удерживали в течение шести дней, до получения выкупа, испанское рыболовное судно Playa de Bakio.
28 мая было захвачено немецкое судно Lehmann Timber, на борту которого находились 15 человек, в том числе четыре гражданина Украины и россиянин - капитан судна. 8 июля моряки были освобождены в обмен на выкуп.
За несколько недель августа-сентября сомалийские пираты захватили около десятка судов в Аденском заливе. Бандиты потребовали в общей сложности 9,2 миллиона долларов за четыре судна: два малайзийских танкера и один японский, плюс нигерийский буксир.
По данным Международного морского бюро (International Maritime Bureau, IMB), за девять месяцев 2008 года в Аденском заливе нападениям пиратов подверглось 63 судна. А всего за этот период, по экспертным оценкам, в мире пострадало от пиратов 199 кораблей. 26 из них были захвачены в плен и 12 до сих пор удерживаются пиратами. Число заложников превышает 250 человек. В прошлом году за тот же период было совершено в два раза меньше пиратских нападений.
В начале ноября у берегов Сомали пиратами был захвачен сухогруз, принадлежащий датской компании. Из 13 членов экипажа - 11 россиян, включая капитана судна. Очередное бандитское нападение на торговое судно произошло у берегов Сомали 10 ноября. Пираты захватили танкер, перевозящий химикаты. На борту судна - экипаж в составе 23 филиппинских моряков.
15 ноября пираты захватили саудовский супертанкер, который перевозил два миллиона баррелей нефти стоимостью 100 млн долларов. На борту судна находятся 25 членов экипажа, среди них есть граждане Великобритании, Хорватии, Польши, Саудовской Аравии и Филиппин. Захват танкера стал самой большой добычей пиратов за последнее время. Сегодня стало известно, что за его освобождение бандиты требуют 25 миллионов долларов.
18 ноября в плен к морским бандитам попали еще три судна: греческий балкер с 25 членами экипажа, таиландское рыболовецкое судно с командой из 16 человек и принадлежащий Гонконгу флагманский корабль, перевозивший в Иран зерно.
Эксперты прогнозируют, что активизация пиратов приведет к значительному росту стоимости морских грузовых перевозок. Это связано, в частности, с тем, что торговым судам придется следовать гораздо более длинным маршрутом, чтобы не подходить близко к берегам Сомали. http://www.izbrannoe.ru/50194.html
|