В последние дни получить информацию стало совсем невозможно: сколько ни дозванивайся до следователей, их никогда нет на месте, значит, нет и комментариев. Но пока версия у следователей одна: виноват матрос Гробов, зачем-то запустивший систему пожаротушения. Но все - и друзья, и сослуживцы, и члены сдаточной команды - в один голос твердят: не мог матрос этого сделать!
Сегодня мы связались с инженером Юрием (по его просьбе мы не называем фамилию). Он должен был быть в составе сдаточной команды на борту «Нерпы» - уже даже подписал контракт, но в последний момент передумал.
- Может, и нельзя так говорить, но с самого начала было нехорошее предчувствие. Лодку должны были сдать еще в августе 2007 года. А тут такая задержка: достраивали ее на ходу – когда отправили в Большой Камень, полностью не были готовы элементы корпуса, 1,5 года ее достраивали на плаву! Еще и систему ЛОХ перевели с ручного управления на автоматическое.
Перед самым отлетом я решил не ехать в Комсомольск-на-Амуре. Но лично знаю весь экипаж. И Диму Гробова, которого сейчас обвиняют в том, что он набрал код, готовил тоже. Он в своей области – обслуживании общекорабельных трюмных систем – был хорошо подготовлен. Он не мог нажать «от балды» на кнопки! Надо быть для этого ненормальным!
Конечно, проблема с кадрами на флоте существует, но неадекватные матросы надолго не задерживаются. А экипаж «Нерпы» отбирали год и очень тщательно. Допустим, он все-таки ввел код. Прошла секунда, на обработку данных – еще 2 секунды, на подтверждение – еще секунда и т.д. В общем и целом ему нужно было не меньше 10 секунд, чтобы запустить систему. В это время в отсеке находились 70 человек – там небольшое пространство, все на виду. Не увидеть, что матрос остановился и 10 секунд стоит у пульта, невозможно. А все, кто был в отсеке, как один говорят, что ничего подобного не было.
- Но ведь система сработала, значит, ее запустили?
- Поймите, автоматизированная система на подлодке появилась впервые. Мы все были против такого новшества – в сложных и экстренных ситуациях должны главную роль играть люди, а не компьютер. Мы акцентировали на этом внимание конструкторов, но к нам не прислушивались, ведь в разработке замешаны большие деньги.
Еще на момент, когда я принимал решение уйти из экипажа, обсуждалась проблема, что все обозначения системы были на английском языке – лодку ведь для индийцев строили. Мы писали не одну претензию, чтобы хотя бы на время испытаний перевели все на русский язык, но так и не знаю, чем закончилось дело. Я и многие члены экипажа уверены: произошел программный сбой. От сигареты или нагревшейся проводки она бы не сработала – температура 70 градусов – это очень горячо. Вполне возможно, что сработала она сама по себе, без внешних катализаторов.
- Но ведь Дима сам признался, что запустил систему?
- Вполне возможно, что его заставили это сделать. Ведь если сейчас признают, что виновата автоматическая система ЛОХ, придется оформлять море документов, признавать ненужность нового изобретения, а за него уже гранты розданы и деньги. К тому же придется переделывать ее на лодке. Все вместе это в самом лучшем случае займет 1,5 года. Кто захочет терять столько времени и заказ? Поэтому проще обвинить во всем матроса.
Почему погибло столько людей? Я лично знаю командира корабля Дмитрия Борисовича Лаврентьева. Он очень строгий начальник: его экипаж чуть ли не единственный, у кого до автоматизма доведены все действия в случае экстренной ситуации. Команда надевала ПДУ за 3-4 секунды, причем тренировал он их жестко – кто не укладывался по времени, наказывал. За это на него злились, обижались, но он буквально помешан на безопасности. И при всем при этом 20 погибших, среди которых начальник химической службы, человек, который знает все о защитных веществах.
Есть еще одна особенность – когда в отсек подается фреон, у экипажа есть целых 30 секунд, чтобы надеть ПДУ. Есть время на защиту, оно предусмотрено! Получается, что даже опытнейший начхим не успел надеть аппарат и потерял сознание.
По моим данным, фреон пошел не чистый, а с примесью ядовитого трифтортрихлорэтана. На заводе уже вовсю обсуждают, что после анализа фреона выявлено несоответствие норме. Правда, пока официально эта версия не подтверждается. Но все признаки есть: люди падали мгновенно, как подкошенные, сейчас у многих ребят повылазили побочные болячки.
КСТАТИ
Сейчас рабочие завода, где сделали «Нерпу», собирают деньги в помощь пострадавшим и семьям погибших.
- Приходит очень много людей, в том числе и простые горожане, приносят конвертики с деньгами, - рассказала нам Ольга Скрипко, председатель профкома завода. – Сумма собирается внушительная.
Если вы хотите помочь пострадавшим на «Нерпе», звоните Ольге Скрипко по телефону (42335) 41-5-68.
// 19.11.2008 // 10:28 // "Нерпу" погубил ЛОХ, а не матрос?MIGnews.com.ua Моряки с АПЛ "Нерпа", на которой 8 ноября из-за несанкционированного включения системы пожаротушения погибли 20 человек, утверждают, что в случившемся может быть виноват компьютер, управлявший системой, а не матрос-контрактник Дмитрий Гробов, которого обвиняют в причастности к происшедшему.
"У нас, моряков, мнение одно: был сбой программы в компьютере. Раньше систему ЛОХ (лодочная объемная химическая) всегда запускали вручную по приказу командира. Теперь его запустила электроника. Компьютер, к слову, странно вел себя еще на испытаниях на берегу, на заводе. А еще можно заранее этот сбой запрограммировать - создать программу включения нештатной аварийной ситуации... Первый раз на подлодке применена такая компьютеризированная система включения ЛОХ", - рассказал техник-химик АПЛ "Нерпа", мичман Евгений Овсянников, сообщает РИА Новости со ссылкой на "Комсомольскую правду.
Несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения произошло во время заводских ходовых испытаний в Японском море на подлодке, изготовленной на Амурском судостроительном заводе и еще не принятой в состав ВМФ России. От отравления фреоном погибли трое военных и 17 гражданских из состава заводской сдаточной команды. Матрос Гробов подозревается в том, что он неправильно отрегулировал датчик температуры воздуха в жилом отсеке, что и могло вызвать срабатывание системы. Военно-следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту пока не комментирует подробности расследования.
Мичман Овсянников рассказал следствию о том, как вел себя в момент ЧП на подлодке "Нерпа" главный подозреваемый по уголовному делу матрос Гробов. "Я был в каюте, когда услышал в коридоре ревун - сигнал "Боевая тревога". Удивился. По правилам, этот сигнал должен был раздаваться и в каюте. Выглянул в коридор. И увидел, что со стороны первого отсека в мою сторону бежит Гробов. Кричит: "Женя, включайся в ПДАшку!" (персональный дыхательный аппарат)", - сказал газете Овсянников.
"Я сперва подумал, что был (пожар). При нагревании фреон превращается в нервно-паралитический газ фосген. А у меня, кроме токсического отравления, еще и правую руку парализовало. Но при поражении фосгеном нервы не восстанавливаются. А у меня - восстановление. Так что нагрева фреона, а значит, и пожара, не было", - сказал он, отвечая на вопрос, был ли на лодке пожар, из-за которого могла включиться система пожаротушения.
Специалист, который должен был участвовать в испытаниях "Нерпы", но отказался в последний момент, испугался выходить в море на, по его словам, "сыром атомоходе". Он не исключает, что в системе ЛОХ мог произойти программный сбой. "Лодку должны были сдать еще в августе 2007-го. Так что достраивали ее на ходу. И когда отправили в Большой Камень, полностью не были готовы элементы корпуса. Еще и систему ЛОХ перевели с ручного управления на автоматическое. Мы были против. Я и многие члены экипажа уверены: произошел программный сбой", - сказал эксперт, именуемый "Юрий Н".
На возражение о том, что матрос Гробов признался, что запустил систему, Юрий Н. ответил: "Возможно, его заставили. Если сейчас признают, что виновата автоматическая система ЛОХ, придется оформлять море документов, признавать ненужность нового изобретения, а за него уже гранты розданы и деньги. Придется переделывать ее на лодке. В лучшем случае все это займет 1,5 года".
Эксперт также предположил, что в систему пожаротушения мог быть закачан не чистый фреон: "По моим данным, фреон пошел не чистый, а с примесью ядовитого трифтортрихлорэтана. Он дешевле, чем чистый. Возможно, просто хотели сэкономить. На заводе уже вовсю обсуждают, что после анализа фреона выявлено несоответствие норме, правда, пока официально эта версия не подтверждается. Но все признаки есть: люди падали мгновенно, как подкошенные, а сейчас у многих наших ребят повылезали побочные болячки. Вместо 21 пострадавшего в госпиталях уже 46 человек. И это, похоже, не предел", - заявляет Юрий Н.
Российские подводники не согласны со Следственным комитетом. Следственный комитет при прокуратуре РФ заявил о наличии подозрений в том, что матрос АПЛ “Нерпа” включил систему лодочной объемной химзащиты. Далеко не все моряки-подводники согласны с подобным мнением.
Профессиональный подводник, отдавший флоту около 40 лет, бывший командир дивизии атомных лодок, контр-адмирал в отставке: “То, что матрос-контрактник, прослуживший на лодке уже несколько лет, мог нечаянно или по ошибке включить ЛОХ – исключено. Видимо, просто было нужно найти виновника. Но надо же еще будет и доказать его вину”.
Часть офицеров, расследующих трагедию на подлодке «Нерпа», отстранили от дела 19.11.2008 Приморский край «Слишком распускают язык», - прокомментировало свое решение начальство ВЛАДИВОСТОК. 19 ноября. ВОСТОК-МЕДИА - Пострадавших во время выброса фреона на подводной лодке «Нерпа» оказалось больше, чем сообщалось официально. Ранее говорили о 21 отравившемся участнике рейса, а сегодня пресс-секретарь Амурского судостроительного завода Марина Радаева уточнила: на лечении находится 41 человек. Из них 15 - в медсанчасти Амурского судостроительного завода и завода "Восток" и 26 - в госпитале города Фокино. Подводники и заводские специалисты находятся в тяжелом состоянии, хотя официально сообщается, что пострадавшие чувствуют себя удовлетворительно. - Жена одного из заводских специалистов Марина Рифк навестила мужа в больнице. Она рассказала, что видела, в каком тяжелом состоянии находятся люди, попавшие под воздействие фреона, - говорит председатель первичной профсоюзной организации завода «Звезда» Ольга Скрипко. - У многих сильное обморожение. Им требуются дорогостоящие лекарства. Наш коллектив вместе с работниками завода «Эра» решили поддержать товарищей, а также моряков-подводников, и мы объявили сбор средств. На сегодняшний день уже собрали более 70 тысяч рублей. Думаю, до четверга, когда мы наметили вручить деньги подводникам, сумма эта увеличится. И еще. Командование Тихоокеанского флота отстранило от расследования немало офицеров, за то, что «слишком распускают язык». Однако из достоверного источника стало известно, что подводный корабль готовится вновь выйти в море после 20 ноября для продолжения заводских испытаний. Напомним, авария на АПЛ "Нерпа" произошла 8 ноября, в результате чего погибли 20 человек. Причиной смерти людей стал газ фреон, который появился в результате срабатывания системы пожаротушения. Всего на борту лодки находилось 208 человек, в том числе 81 военнослужащий.
Данные технической экспертизы свидетельствуют о невиновности арестованного прокуратурой матроса Дмитрия Гробова. Новый эксперимент, который был проведен на атомной подводной лодке «Нерпа» Госкомиссией, не подтвердил вину матроса Гробова.
- Выяснить реальные обстоятельства трагедии на «Нерпе» очень важно, чтобы предотвратить катастрофы в дальнейшем. Версия с виновным матросом, на которой настаивает прокуратура, всех взбаламутила, - рассказал LIFE.RU один из членов комиссии, главный инженер Амурского судостроительного завода Виктор Мишкин. - И мы специально провели несколько экспериментов. Но никак не сходятся свидетельства матроса, показания свидетелей и данные приборов! Матрос рассказал, что он пустил газ и побежал в отсек. Свет в отсеке погас, и Гробова, в полутьме, отравленного газом, эвакуировали.
Мы провели целый ряд экспериментов. От того пульта, где он якобы запускал газ, то того места, где его нашли, - и никак не сходится время, за которое он добежал. В экспериментах участвовали люди разной комплекции и разной физической подготовки, но никто не смог уложиться.
У меня есть ощущение, что прокуратура просто выбрала козла отпущения...
Конструктор
Главный конструктор подлодок тоже не верит в вину матроса.
Радий Шмаков убежден, что данные самописцев, установленных на лодке, позволят выяснить, что действительно произошло во время ЧП.
Главный конструктор подводных лодок не верит, что матрос Гробов в одиночку мог запустить систему пожаротушения на "Нерпе".
- Он просто физически не мог запустить систему ЛОХ и подать фреон в отсеки, - абсолютно уверен главный конструктор морского бюро «Малахит» Радий Шмаков. - Уже сейчас могу сказать, что матрос однозначно не мог запустить систему пожаротушения - то, в чем его обвиняют следственные органы. Это просто невозможно!
По мнению конструктора, объективный анализ данных самописцев, которые автоматически фиксируют все, происходящее на лодке, помогут оправдать взявшего вину на себя матроса:
- На АПЛ «Нерпа» есть система, которая сразу после выхода в море фиксирует все происходящее на борту лодки. Но давайте подождем членов комиссии. «Нерпа» - очень тяжелый для меня вопрос. Погибли люди. Всякое лишнее слово ранит, нужно ждать результатов расследования. Беды бы не было - другой вопрос. А это же беда, беда...
США
Подлодка «Нерпа» могла быть уничтожена... американцами.
Прогремевшая на весь мир трагической гибелью экипажа атомная подводная лодка «Нерпа» уже не раз оказывалась на краю гибели - еще на стадии строительства ее намеривались уничтожить по договору о сокращении ядерных вооружений с США.
Чтобы спасти корпус «Нерпы» от утилизации, работники завода в Комсомольске-на-Амуре самовольно запустили ядерный реактор!
О беспрецедентном поступке русских кораблестроителей рассказал историк Военно-морского флота России Александр Павлов.
- АПЛ «Нерпа» по постановлению правительства должны были разрезать на стапеле - уничтожить по соглашению с американцами о сокращении вооружений. Отличную лодку третьего поколения, быстроходную, бесшумную, на голову выше американских - можно представить чувства кораблестроителей... Настроение у всех было неважное. И вдруг они решились по-тихому загрузить реактор ядерным топливом и произвести пуск. Потом реактор заглушили, но он уже был "грязный", просто так разрезать лодку с работавшим реактором уже нельзя, нужно обеспечить радиационную чистоту. Лодку решили достраивать и наконец-то спустили на воду...То есть лодку фактически завод спас для страны. Чтобы не уничтожать, загрязнили реактор - это отчаянный поступок патриотов...
Сослуживцы матроса Дмитрия Гробова, работники завода, где построена "Нерпа", и его родные категорически не согласны с версией военно-следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России, по которой он без всяких на то оснований включил систему пожаротушения на АПЛ. Последнее слово в этой трагедии, разумеется, скажет суд на основе тщательного расследования. Но мнения тех, кто пострадал в трагедии на лодке, и самых близких подозреваемому людей сбрасывать со счетов тоже не следует.
Моряки, рабочие и инженеры с "Нерпы", которых сейчас лечат в госпитале, узнали версию прокуратуры в ночь на пятницу. И тут же позвонили корреспонденту приморского издания "Известий" на мобильный, попросили приехать, еще раз выслушать их.
- Пожалуйста, запишите и опубликуйте дословно то, о чем мы сейчас скажем, - с этой просьбы начал разговор старший мичман с АПЛ "Нерпа" Александр Вахрушев. - Мы хотим, чтобы правда была установлена.
С моряками, ушедшими из госпитальных палат в "самоволку", мы говорим на улице, впотьмах, на сильном ветру.
- Сегодня днем (в прошедший четверг. - "Известия") у нас на лодке следователи проводили следственный эксперимент, где в качестве подозреваемого фигурировал наш сослуживец Дмитрий Гробов, - продолжает моряк, который отказался назвать свое имя и звание. - Дима успел сообщить нашему сослуживцу, что на него оказывается сильное давление. Его задержали после суточного дежурства и двое суток не давали спать. Сейчас Димку выставляют каким-то дебилом, который смог, играя на пульте, запустить систему. Мы считаем, что в сложившейся ситуации, когда чуть ли не называется планируемая дата установления виновников аварии, экипаж лодки просто обливают грязью. Знаем, что нашего командира хотят снять. Мы уже написали рапорта о том, что с другим командиром в море не пойдем. Обвинение нашего сослуживца в произошедшем мы считаем по меньшей мере надуманным. Он прекрасно знает одну из основных заповедей подводника: "Не твое - не тронь!"
По данным следствия, Гробов, включив систему пожаротушения во втором отсеке, тут же кинулся в первый, ближе к носу лодки. Специалист Амурского судостроительного завода, где построена "Нерпа", эту версию отметает.
- Чушь какая-то, - говорит один из заводчан, рассудительный, спокойный Дима, который тоже был на лодке во время аварии. - Гробов запускает якобы систему, потом, поняв, что он натворил, хватает ПДА и несется в первый отсек, потому, дескать, и остался жив. Он был на четвертой палубе... Я сам сидел у люка во втором и не успел выскочить.
А вахтенный журнал они смотрели? Там все сбои в этой системе записаны, и, что компьютер "вис", тоже отражено. Он, Гробов, что, ненормальный? Или жить не хотел? Решил свести счеты с этой жизнью и с собой несколько десятков жизней унести? Газ в отсек был подан моментально. И какой-то ужасающей концентрации. Я так, к примеру, второй газовой атаки уже не почувствовал. Был без сознания.
- Димка по контракту уже больше трех лет служит, - ежится на осеннем ветру Александр Вахрушев. - У него за плечами "автономки". Чего же нас позорить-то так на весь мир заранее? Ведь следствие пока идет. Мы что, совсем необразованные люди? Вы посмотрите, да у нас у каждого ноутбук есть, и все эти бредни мы читаем.
Личных причин пустить фреон у Дмитрия Гробова тоже не было. Он совсем недавно женился. Четырехмесячная Ксюша очень похожа на папу.
- Ничего не знаю, - уже не может плакать молоденькая Ольга Гробова, жена Дмитрия. - Кто что расскажет, то для меня и есть правда. Диму уже во многих СМИ обвиняемым называют, а следователи меня успокаивают, говорят, что никакого обвинения ему не предъявлено, пока идет разбирательство. Он в понедельник, когда домой пришел, очень плохо спал, у него сильно болела грудь.
Теща Дмитрия работает на судоремонтном заводе "Звезда", специалисты которого были на "Нерпе" во время трагедии.
- Мне со "Звезды" уже звонили, сказали, что кто-то распространил письмо в поддержку моего зятя, - рассказывает она. - Димка наш в этой страшной трагедии просто стрелочник. Может, из-за фамилии? Хотя мы к ней сразу же привыкли. А вообще на лодке его все Святым зовут. Он же всегда там, где помощь нужна. Денег одолжить? Пожалуйста! У них же на экипаж деньги лишь раз в три месяца приходят. Это хорошо, что мы здесь живем и им помогаем, а как девочки, у которых родные на Западе, выживают?
Родители Дмитрия Людмила Ивановна и Михаил Валерьевич живут в башкирском поселке Магинск. Верить в то, что их сын совершил преступление, они тоже не хотят, о произошедшем на "Нерпе" говорят неохотно.
- Военным он решил стать еще в 8-м или в 9-м классе, - вспоминает Михаил Валерьевич. - Но получилось так, что поступить смог в гражданский техникум. После первого курса Дмитрия призвали на флот. Он этому был рад и очень этим гордился. Ссылка на оригинал: Известия.ру
Моряки "Нерпы" винят в трагедии компьютерный сбой Моряки с АПЛ "Нерпа", на которой во время испытания в Японском море погибли 20 человек, считают, что в трагедии может быть виноват не матрос-контрактник Дмитрий Гробов, а компьютер, управлявший системой. "У нас, моряков, мнение одно: был сбой программы в компьютере. Раньше систему ЛОХ (лодочная объемная химическая) всегда запускали вручную по приказу командира. Теперь его запустила электроника. Компьютер, к слову, странно вел себя еще на испытаниях на берегу, на заводе. А еще можно заранее этот сбой запрограммировать - создать программу включения нештатной аварийной ситуации ", - рассказал техник-химик АПЛ "Нерпа", мичман Евгений Овсянников. 19.11.2008 Источник: Правда.Ру
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]