Главная » 2008 Ноябрь 9 » Авария на Нерпе: комментарии
Авария на Нерпе: комментарии | 20:59 | ||
Авария на Нерпе: комментарии
Подлодка проекта 971 "Щука-Б" после испытаний должна была отправиться в Индию (фото: REUTERS)
09.11.2008
Александр Покровский об аварии на многоцелевой подводной лодке «Нерпа». «8 ноября в 20.30 по местному времени на многоцелевой подводной лодке «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б»), вышедшей из базы ЗАТО «Большой Камень» и проходившей ходовые испытания, произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения с выбросом фреона. Погибли 6 военнослужащих и 14 гражданских лиц. Еще 22 человека госпитализированы. Всего на борту подлодки находились 208 человек, из которых 81 – военнослужащие» – вот такое сообщение подарили нам СМИ. Особенностью проект 971 «Щука-Б» является его более высокая, в сравнении с аналогичными проектами, автоматизация боевых и технических средств. Управление осуществляется из единого центра – с главного командного пункта (ГКП). Экипаж – 73 человека. То, что на ней во время аварии находилось 208 человек, говорит о том, что на ходовые испытания пошла большая сдаточная команда, а это означает только одно – жуткая теснота, скученность, людям негде спать. К сожалению, все ходовые испытания проходят именно так, а поскольку системы и механизмы корабля на ходовых испытаниях только проходят проверку работоспособности, то возможно все, что угодно. На ходовых испытаниях всегда чего-нибудь случается. В СМИ сообщалось, что «возник пожар» и произошло «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)». Так вот, если пожар и может возникнуть совершенно неожиданно, то «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)» – произойти не может – не зря мы упомянули о том, что управление всеми техническими средствами осуществляется на этом проекте из единого центра. Не может просто так пойти в отсеки фреон. Его надо туда подать. Кстати, о фреоне. Применяется он только при объемных пожарах в отсеках подводных лодок. Перед применением, все люди в отсеке должны быть включены в изолирующие средства защиты органов дыхания. Иначе – смерть от удушья. Кроме того, после подачи в отсек фреона, выходят из строя все электрические щиты и электронные схемы. То есть, отсек, после применения фреона, перестает функционировать. Так что на деле применять фреон при пожаре подводники не любят. В отечественном кораблестроении у систем пожаротушения с применением фреона есть, как свои сторонники, так и противники. Последние в течение многих лет борются за введения на подводных лодках совершенно иных средств пожаротушения. Речь идет о подаче в аварийные отсеки азота из специальных устройств. Азот заполняет отсек, концентрация кислорода падает до 12 процентов и пожар прекращается. При этом люди в отсеке, даже если они и не успели надеть на себя изолирующие средства защиты органов дыхания, остаются живы. Оборудование отсека при этом также не страдает. Меня спросят: а чего ж тогда так упорно на подводные лодки ставят станции ЛОХ (лодочная объемная химическая), использующую фреон? Отвечаю: а в России всегда так. Сделают суперсовременную лодку, но что-то на ней все равно оставят из прошлого века. И вот эта мина когда-нибудь, да рванет. Александр Покровский
Что же загорелось на подлодке?Возможно, 20 жизней унесла непогашенная сигаретаВ российском Военно-морском флоте ЧП. Во время заводских испытаний в Японском море на атомной подводной лодке проекта 971 типа "Щука-Б" в носовом - торпедном - отсеке внезапно включилась система объемного пожаротушения. В результате от удушения газом фреоном погибли 20 человек. Еще 21 член экипажа корабля получил ранения различной степени тяжести. Атомный реактор не пострадал. Корабль своим ходомвернулся на базу. Это самая крупная трагедия Военно-морского флота с августа 2000 года, когда потерпела аварию АПЛ "Курск" и погибли 118 человек. Атомная подводная лодка проекта 971 типа "Щука-Б" строилась на заводе "Восток" в Амурской области для ВМС Индии. Ее ходовые испытания должны были стать финальным аккордом перед передачей заказчику корабля в 2009 году. По информации "Известий", в Комсомольск-на-Амуре уже прибыли 40 индийских военных, которым предстояло пройти стажировку на корабле. Однако авария на АПЛ, по всей видимости, сорвет эти планы. Трагедия произошла рано утром. Как сообщил помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало, корабль проходил заводские испытания в Японском море, когда внезапно сработала объемная система пожаротушения в одном из отсеков. На борту субмарины находились 208 человек: 81 член экипажа, остальные - представители из "сдаточной команды" завода "Восток" (находится в поселке Большой Камень Амурской области). О том, что могло стать причиной внезапного включения системы пожаротушения на АПЛ, ни в Главном штабе ВМФ, ни на Тихоокеанском флоте не говорят. Единственной возможной причиной аварии называется "человеческий фактор". Следователи отмечают: система пожаротушения могла включиться только в случае возникновения пожара в отсеке. В свою очередь, причиной пожара могли стать оставшаяся пакля, газовые баллоны (могли дать утечку) или банальное курение (курить на подводных лодках можно в строго отведенных местах; так, на АПЛ "Омск" есть специальный "кубрик" на три места, в котором члены экипажа сменяют друг друга). В воскресенье один из экспертов рассказал "Известиям", что "заводские" "традиционно" не подчиняются правилам подводников и могли закурить "несанкционированно". В любом случае все члены экипажа должны были иметь при себе индивидуальные дыхательные аппараты - ИДА. Эти "пластиковые коробочки" подводники постоянно носят с собой и используют в случае ЧП (задымление отсека или утечка газа). Моряку достаточно взять в рот загубник, сделать выдох - и прибор начнет регенерировать воздух. Судя по количеству жертв, в момент включения системы пожаротушения у находящихся в отсеке людей таких аппаратов не было. По крайней мере не было у представителей завода. Об этом говорит соотношение жертв: из 20 погибших 17 - гражданские. Подводный тихоход с "гранатовой" начинкой "Щуку" называют еще и "Акулой". Главное достоинство таких АПЛ в резком (по отношению к другим лодкам нашего и иностранных флотов) снижении уровня шумовых характеристик. Это делает "Щуку-Акулу" малозаметной для акустических станций. В 1996 году во время учений ВМС НАТО в районе Гебридских островов произошел такой эпизод - российская "Акула" всплыла в самом центре ордера натовских кораблей, как раз отрабатывавших борьбу с подводной лодкой противника. Причиной для всплытия стал приступ аппендицита у одного из наших моряков, которого с борта корабля пришлось эвакуировать на берег. Этот факт стал для натовцев полной неожиданностью. Мало того, что русская подлодка раскрыла свое местоположение и попросила о помощи. Самое страшное, что в момент учений она незаметно следила за кораблями НАТО, оставаясь полностью незаметной. В случае реальной войны это означало бы, что все "охотники" не вернулись бы на свои базы. Такой прорыв российского Военно-морского флота в области шумности и скрытности специалисты напрямую связывают со скандалом, разразившимся на Западе в начале 80-х годов. Тогда руководству военно-промышленного комплекса СССР удалось купить через третьи страны уникальные высокоточные станки фирмы "Тошиба", которые позволили России существенно улучшить технологию производства валов и гребных винтов лодок и тем самым резко снизить их шумность. За столь серьезный промах в торговых делах США объявили "Тошибе" экономические санкции. Но дело было сделано: русские "коровы" (как за шумность американцы прозвали российские АПЛ) стали практически неразличимы в океанских глубинах для ВМС НАТО. Но не только малая акустическая заметность делают нашу "Щуку-Акулу" идеальным оружием для подводной войны. Внутри ее прочного корпуса установлены четыре 650-миллиметровых и четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата с большим запасом торпед и противолодочных управляемых ракет (ПЛУР) "Водопад". Имеются на АПЛ и крылатые ракеты большой дальности "Гранат" - 28 штук. Эта ракета была создана в начале семидесятых годов в Дубнинском МКБ "Радуга" как аналог американской ракеты "Томагавк". "Гранат" может нести на себе как ядерную, так и обычную боевую часть. Это первая ракета Российского флота, которая может применяться как из-под воды, так и в надводном положении корабля. Именно это обстоятельство повлияло на решение ВМС Индии купить в лизинг АПЛ данного класса у России. Пока не ясно: откажется или нет Дели от контракта с Москвой после ЧП в Японском море. Индийская сторона уже высказывала Москве свои претензии по поводу срыва сроков модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Справка "Известий" Подводные лодки проекта 971 - серия многоцелевых советских подлодок третьего поколения. Они составляют основную группировку российских многоцелевых кораблей. АПЛ "Щука" способны не только действовать на морских коммуникациях противника против транспортов, подводных лодок, но и наносить удары по береговым объектам. Головной корабль проекта был построен в 1985 году. А на сегодняшний день в составе ВМФ 15 кораблей данного класса.
Выходит, виноват ЛОХ
Причиной гибели военных моряков и членов заводской сдаточной команды стало то, что должно было служить средством их спасения в критической ситуации. К такому выводу склонялись все без исключения эксперты, которые согласились вчера прокомментировать - открыто или на условиях анонимности - трагическое происшествие на новой АПЛ, проходившей испытания в Японском море. Для борьбы с огнем на подлодках российского флота (да и не только у нас) применяются две давно известные системы - ВПЛ (воздушно-пенная лодочная) и ЛОХ (лодочная объемная химическая). Они универсальные и применяются проектантами на различных типах подводных лодок - как на атомных, так и на дизель-электрических, пояснил "РГ" источник, близкий к санкт-петербургскому КБ "Малахит", где проектировались многоцелевые подлодки. Первая из двух систем представляет собой лодочный аналог пенного огнетушителя, размещается во всех отсеках и применяется личным составом (по команде или самостоятельно) при обнаружении первичных очагов возгорания или задымления. Из печальной статистики пожаров на наших подлодках, чаще всего причиной таких ЧП становятся короткие замыкания в электрооборудовании, его отказы или нарушения правил пожарной безопасности экипажем корабля. На тот случай, когда возгорание перерастает в объемный пожар, угрожает отсеку и всему кораблю, предусмотрена лодочная объемно-химическая система подавления огня. Принцип ее действия предельно прост и по-военному бескомпромиссен: в очаг пожара под большим давлением подается газообразный фреон-114, который имеет свойство почти мгновенно замещать собою кислород и тем самым "душить" огонь. То, что способно в считаные секунды задавить пожар, представляет смертельную опасность и для человека. Тем более - в замкнутом пространстве. Поэтому ЛОХ, в отличие от ВПЛ, должен приводиться в действие только по приказу командира подводной лодки или старшего на борту с предварительным оповещением личного состава - по голосовой связи, ревуном и световой сигнализацией. - На учениях с линейным экипажем это отрабатывается до автоматизма, - пояснил в беседе известный подводник, Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Евгений Чернов. - А как бывает, когда на борту сдающейся лодки сборная команда под 300 человек вместо штатных 78, лучше не рассказывать. Мне приходилось бывать в таких ситуациях, и я знаю, как много зависит от командира экипажа и его отношений с заводской сдаточной командой. Если уставного порядка и взаимного доверия нет, жди беды... Личный опыт выхода в море со сдаточной командой подводной лодки "Пантера" (того же, что и "Нерпа", 971-го проекта) есть и у автора этих строк. И первое, о чем меня строго-настрого предупредили во время инструктажа, - ни на секунду не расставаться с ПДУ. Это портативное дыхательное устройство в брезентовой сумке на брезентовом ремне через плечо обязан постоянно иметь при себе каждый член экипажа и сдаточной команды. Оно позволяет в случае ЧП или аварийной тревоги выполнять приказания в загазованном отсеке, найти свой индивидуальный дыхательный аппарат (ИДА), включиться в него или, в зависимости от ситуации, подключиться к шланговой дыхательной системе (ШДА). Понимаю, что все это убедительно звучит в теории, а как до дела дойдет, то одного нет, то другое не работает. При пожаре на "Комсомольце" из ШДА в одном из отсеков пошла не спасительная кислородная смесь, а ядовитый СО2... Пока рано говорить, как и почему был подан ЛОХ в торпедный и смежный с ним отсеки подводной лодки "Нерпа", на которой, как сельди в бочке, набилось гражданского и служивого люда почти вчетверо больше, чем предусмотрено койко-мест для экипажа. Это могла быть чья-то роковая ошибка, могла произойти путаница в маркировке запорной арматуры системы ЛОХ (что, к слову сказать, не раз случалось на флоте). В конце концов могла несанкционированно сработать автоматическая система подачи фреона. Проектом это предусмотрено - срабатывание от датчиков температуры (свыше 70 градусов) и задымления. Но, как уверяли меня флотские специалисты и члены сдаточных команд Севмаша, на действующих подводных лодках, где несет вахты укомплектованный экипаж, управление этой системой переведено в ручной режим. Автоматика, во избежание греха, заблокирована и опечатана. | |||
Просмотров: 1153 | Добавил: drozd-cruiser |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||