Главная » 2008 Ноябрь 7 » Возможно ли братство бывших сестер
Возможно ли братство бывших сестер | 15:32 |
Возможно ли братство бывших сестерНужно или не нужно Украине собственное кораблестроениеОлег ГЕРШКОВИЧ
Украина продает оружие. И вокруг этого возникают какие-то скандалы. Товар деликатный! Но раз есть покупатель, то почему бы не быть успешным производителем и продавцом? Любопытная информация из министерства обороны России появилась в СМИ. Похоже, это ведомство хочет взаимовыгодно дружить с украинской экономикой. Предложение озвучил министр Анатолий Сердюков. Чтобы во всем объеме оценить произнесенное главой российского министерства обороны, приглашаю читателя вернуться в начало 90-х. Августовский путч, и события, за ним последовавшие, ускорили процесс прощания с Советским Союзом "республик-сестер". Тогда в Украине к немногочисленным голосам "патриотично настроенных молодых людей", утверждавших, что отдельно нам жить будет лучше, присоединился хор партийной и комсомольской номенклатуры. Эти уже поняли, кто будет жить особенно хорошо! Именно они пытались заглушить грохот падающего с глиняных ног колосса заверениями, что "мы друг от друга все равно никуда не денемся", и народы наши, как и раньше, останутся братьями. Например, в Союзе Независимых Государств! Или даже без этого союза — все равно останемся! Общность есть! Языковая, историческая… Экономические связи. И родственники не дадут оторваться. Будем братьями! Или сестрами?! Эта вечная путаница "сестры-братья", несущая в себе дополнительный внутренний конфликт с налетом половой неопределенности, и стала первым предвестником отдаления, превращения родственников сначала в соседей, а потом в совсем и недобрых… нехороших соседей.
И пошли трещать связи! Железнодорожный билет, например, от Херсона до Москвы стоил как два билета от того же Херсона до Киева, потому что расстояние в два раза больше. Сейчас пропорция не 1:2, а 1:5. Заграница! Водочка русская (ой, не лучше нашей!) дорогая, и причин покупать ее нет никаких. И для любителей спорта: киевский хоккейный клуб "Сокол" во времена "великого могучего" играл в высшей лиге, сходясь на ледовом ристалище в основном с российскими командами. И сейчас "Сокол" в российской высшей лиге играет. Вот только лига эта пасет тех, кто не попал в Суперлигу (и в России научились всему давать громкие названия). Мелочи это все, конечно. Кому надо, тот и за билет в Москву заплатит, и с хоккея на футбол переключится, и трезвым ходить не будет — спасибо отечественным производителям. Но вот многие предприятия Украины навсегда перестали быть тем, чем были, именно потому, что связи экономические заблудились и потерялись. Николаев, например. Его называли городом корабелов. И не зря называли! Более ста тысяч человек этого полумиллионника работали на судостроительную отрасль. А сама отрасль в основном работала на оборону. Авианесущие крейсеры, противолодочные катера, эсминцы — краса и гордость советских флотов — строились здесь. Николаевцы помнят, как прибывший на Черноморский судостроительный завод (самое крупное отраслевое предприятие) без пяти минут первый президент Украины Леонид Кравчук назвал его "перлиною нашої промисловості" и обещал в обиду не давать. Сегодня все развалено, и те, кто утверждает, что это еще можно поправить, либо лукавят, либо принадлежат к числу "плохо информированных оптимистов". Ностальгия по Советскому Союзу? Да ничуть! Хорошо, что мы забываем о соседстве макарон с хозяйственным мылом в убогих магазинах, о ночных очередях за коврами и книгами, о собеседовании с человеком в штатском перед поездкой в Болгарию. Советский Союз продемонстрировал полную экономическую бездарность: не смог обеспечить золотыми цепочками, хрусталем и "Жигулями" всех, кого обеспечил немалым количеством денег. Но связи! Почему мы не сберегли связи? Николаевские корабелы поехали на верфи Гданьска, Таллинна, Клайпеды и Петербурга. Своим трудом они поддержали развитие судостроения других стран. Сегодня даже Китай с его избытком рабочей силы приглашает наших специалистов-судостроителей. Николаевские предприятия при этом стоят или, как говорят в соседней Одессе, "еле дышат". А Россия растущие военные аппетиты учится удовлетворять самостоятельно. В Северодвинске ведутся работы по строительству дока для кораблей водоизмещением 100 тыс. тонн и выше, расширяется материально-техническая база старых судостроительных и судоремонтных предприятий. Недавно президент России Дмитрий Медведев побывал в Оренбурге. На встрече с командующими военными округами он озвучил задачи в области обороны и сообщил о планах по модернизации и переоснащению вооруженных сил до 2020 года. В частности, "запланировано серийное строительство боевых кораблей, в первую очередь атомных подводных крейсеров с "крылатыми ракетами", и многоцелевых подводных лодок". А за пять дней до этого прозвучали предложение министра обороны Анатолия Сердюкова о возможности расширения сотрудничества с Украиной и комментарий руководителя комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслава Попова. Сенатор прямо заявил, что "продуктивным полем" для сотрудничества могут стать николаевские верфи. Каково главное условие министра обороны? Продление договора о базировании Российского Черноморского флота в Севастополе после 2017 года. Итак, впервые на официальном уровне устами своего министра Россия заявила о заинтересованности в сохранении военной базы после окончания срока аренды. А взамен — заказы на строительство военных кораблей. Представить себе работу на российскую оборонку николаевских верфей без сохранения базы в Севастополе очень сложно. Прежний порядок рождения боевой единицы был таков: строительство судна в Николаеве, военное оснащение в Севастополе, затем корабль отправлялся на ходовые испытания с доводкой всех узлов, а затем возвращался в Севастополь, где производились все береговые доделки, после которых — официальное зачисление в строй. Каким образом может осуществляться эта цепочка, если не будет военной базы в Севастополе? Коль России придется перебазировать флот в другую черноморскую бухту, то расходы на новые верфи едва ли будут самой существенной затратной статьей. Тем более что и в николаевские устаревшие заводы инвестировать придется немало. Это прекрасно понимает бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов и штатский министр обороны, экономист Анатолий Сердюков. Политические цели тут достаточно прозрачны: оттягивание Украины от НАТО, усиление заинтересованности руководства нашей страны в сотрудничестве с Россией, появление еще одного рычага воздействия через размещение крупных заказов. В чем может быть интерес Украины? На фоне мировой инфляции и спада деловой активности совсем неплохо получить миллиардные инвестиции. Такое сотрудничество поддержало бы и другие отрасли украинской экономики. Металлургию, например, страдающую от падения цен на металл с одновременным их ростом на энергоносители. Судостроители вернулись бы домой! 15 лет — провал приличный: нового поколения специалистов просто нет, но остались еще те, кто может научить. И не надо громких слов о "гордости за профессию" и "сохранении славных традиций". Дело в достойной зарплате здесь — в родном городе, в родной стране для тысяч людей, живущих сегодня в бараках на чужбине. Представляю себе вой наших "патриотов": это ж мы соседа своего агрессивного вооружать будем! Своими руками наращивать его мускулы! Что тут скажешь? Будем… Если будем. Но напомню: Россия начала программу проектирования новых авианосцев с 2005 года, когда о сотрудничестве в военной области с нашим "оранжевым" руководством там и думать никто не хотел! Старт строительства намечен на 2010 год. И если у кого-то есть сомнения, отбросьте их: задуманное Россия выполнит. С нами или без нас. За 20—30 лет они планируют создать шесть ударных авианосных групп. В состав одной такой группы могут входить 2—4 авианосца, 2—4 крейсера, 10—20 фрегатов и эсминцев, сторожевые корабли и корабли обеспечения. Умножили на шесть? Это заказы на десятки лет при включении всех мощностей! Нет, у нас, конечно, "европейский вектор" и стратегия на НАТО. Но, во-первых, не торопятся нас туда принимать (да и пойдем ли?), а во-вторых, обеспечат ли нас потенциальные партнеры по блоку военными заказами на таком масштабном уровне или будут лишь препятствовать сотрудничеству с Россией? Ведь все просто. Среди стран НАТО есть державы с мощным военным флотом: США, Великобритания, Турция… Почему бы им не выручить так жаждущую дружбы Украину и не разместить свои военные заказы в Николаеве без всяких (в отличие от России) условий? Предложений что-то не слыхать. Но главным фактором все же останется внутриполитическая ситуация и общественное мнение. Настрой большинства граждан Украины против вступления в Североатлантический альянс еще не свидетельствует о том, что это же большинство с радостью воспримет новость о сохранении российской базы после 2017 года. Мнение жителей Севастополя (акватория), Николаева (верфи) и Мариуполя (металл) не совпадет с мнением львовян, ивано-франковцев и винничан. И дело тут не в противопоставлении востока и запада, а в том, что прямой экономической заинтересованности у последних нет. Как нет и веры в долгосрочные перспективы: столько всего "на потом" обещали — а что выполнили? Таким образом, новый арендный договор о Севастополе практически невозможен. Или возможен как крайне непопулярное решение. Такие решения принимаются при устойчивом большинстве в парламенте и не перед выборами (условия для нашей страны в течение последних пяти лет просто мифические). Поэтому, похоже, судьба украинского судостроения предрешена. «Киевский ТелеграфЪ»
| |
Просмотров: 761 | Добавил: drozd-cruiser |
Всего комментариев: 0 | |