Главная » 2008 Октябрь 23 » Интервью с адмиралом Владимиром Комоедовым (газета АиФ)
Интервью с адмиралом Владимиром Комоедовым (газета АиФ) | 12:23 |
Флот, да не тотСергей Борисов
Опубликована: 22 октября 2008 00:05:11 С 1998 по 2002 годы В. Комоедов командовал Черноморским флотом, до этого был первым заместителем командующего Северным флотом и начальником штаба Балтийского
Ныне - депутат Государственной думы, член Комитета по обороне. - Владимир Петрович, что мы могли противопоставить эскадре НАТО, вошедшей в Черное море после известных событий на Кавказе? - Еще будучи командующим флотом, я докладывал тогдашнему президенту России Владимиру Владимировичу Путину о том, какая может сложиться ситуация с вероятным противником на Черном море и наших ответных действиях. Эта информация актуальна и сегодня, поскольку флот с того времени не прибавил, практически, ни одной весомой боевой единицы. На 2002 год только Турции мы уступали в 4,7 раза. А если взять все части ударного флота НАТО средиземноморского направления, то их превосходство над нашими - абсолютное: 23 к 1. Правда, и мы располагаем определенными силами. Во время моего командования удалось перевести в Севастополь с других флотов два ракетных корабля на воздушной подушке - «Самум» и «Бора». Они стали первыми в регионе кораблями подобного типа и составили ударную группу. Очень мощные энергетически: могут передвигаться со скоростью до 60 узлов - 110 км/час, и оснащены самым эффективным ударным оружием. По сути дела, ракеты, установленные на них, не сбиваемы и преодолевают практически всю современную противовоздушную оборону. Тогда же освободили из «финансового плена» и крейсер «Москва», находящийся в Николаеве. Его ракеты, кстати, достают до любой точки Черного моря. Более того, поддерживают связь друг с другом в полете, определяют: кому куда лететь, самостоятельно выбирают цель, которую нужно поразить в первую очередь. Завезли на флот и двадцать два штурмовика СУ-24, поскольку там не было ни одного ударного самолета: только ТУ-134 командующего и специальная техника – противолодочная авиация, транспортная и вертолетная. Другое дело, что все это надо содержать в надлежащем виде и обязательно выходить в море - без этого флот не выживет. Иначе – крупные неприятности. Вот только последние примеры: загорелся большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников», возвращаясь из боевого похода на Кавказ, задымил при заходе в Севастополь сторожевой корабль «Сметливый» – погиб матрос. А малый ракетный корабль «Мираж», участвовавший в тех же боевых действиях, после прибытия на базу сразу же стал в док: грубо говоря, заклепки посыпались после залпа двух ракет. - Вы ничего не сказали про подводный флот… - И здесь ничем порадовать не могу. На Черноморском флоте – образно говоря, полторы подводные лодки. А если взять Балтийский, то соотношение наших сил там с НАТО по этому показателю – один к семи: разумеется, не в пользу России. У немцев в этом регионе – 24 подводные лодки, у датчан- 6, у шведов -4. У нас же, к сожалению, раз-два - и обчелся. К тому же все они - островного базирования, а Финский залив зимой замерзает до 90 суток. - А нужны ли нам вообще мощные военно-морские силы на том же Черном море, которое нередко называют «большой лужей»? - Несомненно, нужны. Ведь Черное море соединяется со Средиземным, а этот регион издавна считается, своего рода, политической кухней Европы. В свои лучшие времена Черноморский флот СССР был одним из самых мощных в мире. Взять, хотя бы бывшую 30-ую дивизию, имевшую самые современные крейсера. Или 5-ю эскадру, постоянно несущую боевую службу в Средиземном море. По сути дела, мы тогда могли оперативно влиять на ситуацию в этом стратегически важном регионе, которая, как известно, не всегда складывалась в нашу пользу. Последние события на Кавказе и реакция на них НАТО лишний раз подтвердили это. Потребность в мощном Черноморском флоте возросла. - Где должен базироваться этот флот? - Исторически сложилось так, что он всегда находился в Крыму: на этом и стоять надо. Тем более что лучшего места для базирования кораблей найти трудно. Хотя надо быть мудрее и строить военно-морскую базу на своей территории. Уже прорабатываются варианты, просчитываются проекты. Но прежде необходимо принять политическое решение. Не для того, чтобы уйти из Крыма, а затем, чтобы иметь резерв для маневра. Другое дело, что подыскать на нашем черноморском побережье место для базирования кораблей нелегко. Взять тот же Новороссийск. В осенне-зимний период там наблюдается такое природное явление, как "бора": в результате интенсивнейшего обледенения кораблей у них нарушается центр тяжести, и они переворачиваются. А Туапсе присущ "тягун", не позволяющий кораблям стоять на якоре, поскольку верхний слой грунта "плывет". Если же говорить о Сухуми, то Абхазия – суверенное государство, а деньги и туда, причем немалые, надо вкладывать все равно. - Реально ли при нынешнем состоянии российской экономики возродить былую мощь нашего флота? - Я присутствовал на закрытом слушании в Главном штабе Военно-морского флота, где говорилось, казалось бы, обо всем. Но этот вопрос, как ни странно, никого из руководства особо не волновал. Хотя угрожают нам сегодня серьезно. Взять то же НАТО. Со стороны Черного и Средиземного морей оно реально может выпустить по России 450 крылатых ракет морского базирования. На балтийском направлении – 150. На северном – 600. На Дальнем Востоке – 750. В общей же сложности - свыше 2,5 тысяч крылатых ракет этого военного блока в любой момент могут нанести удар по России. И это только, повторяю, морская составляющая. Единственная наша надежная защита – ядерный щит. К сожалению, мы пока не готовы строить большие корабли, например, первого ранга или авианосцы, поскольку ряд промышленных предприятий, изготовлявших определенную аппаратуру, технику и оружие, оказался за пределами России, и этот пробел еще не восполнен. Наша нынешняя экономика в состоянии создать лишь малый флот прибрежного базирования, максимум фрегат – сторожевой корабль. Не так давно в ходе выездного заседания думского Комитета по обороне мы посетили судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Здесь интенсивно строят два современных крупных военных корабля, но - для Индии, ранее уже получившей три аналогичных – с балтийского завода. А рядом стоит один наш – никак не могут достроить: нет средств. И дай Бог, чтобы к концу года его хотя бы спустили на воду, чтобы завершить, наконец, строительство.
И ещё одна статья из данного издания, касающаяся вопроса ЧФ в Крыму:
Война прошла. А наши корабли в блокаде
Владимир Кожемякин Опубликована: 22 октября 2008 00:05:19 Статья из АИФ №43 от 22 октября 2008 00:03:00 «Российский Черноморский флот уйдёт из Севастополя в 2017 году, если Украина не продлит срок аренды военно-морской базы, - заявил на днях вице-премьер Сергей Иванов в интервью Би-би-си - Но Россия со своей стороны будет стремиться к продлению». Какие по этому поводу настроения в самом Севастополе, выяснял спецкор «АиФ». Сейчас в Крыму базируются 50 российских кораблей (в том числе противолодочные, десантные и разведывательные) и 60 боевых летательных аппаратов. Гордость флота - полк морской пехоты. Есть также береговые ракетные полки, радиотехнические части, морская штурмовая авиаэскадрилья. Так что Россия там очень даже кусается. За нами не заржавеет? «Натовская эскадра из 18 боевых единиц, подошедшая к берегам Грузии, не представляла для Черноморского флота (ЧФ) серьёзной угрозы, - сказал корреспонденту «АиФ» контр-адмирал Михаил Бочкарёв, в течение 8 лет бывший замкомандующего ЧФ. - Один наш крейсер «Москва» при поддержке ракетных катеров за полчаса оставил бы от их флотилии из сторожевых корабликов мокрое место. Другое дело - Шестой флот в Средиземном море… (6-й флот США во главе с флагманом, штабным кораблём Mount Whitney - это 1-2 авианосца, на борту каждого из которых до 85 самолётов, дюжина крейсеров и эсминцев. В 2003-м в момент наибольшего усиления в его состав входили более 40 надводных кораблей, а также атомные подводные лодки. - Прим. авт.) Противостоять ни ему, ни флотам других стран НАТО (даже каждому по отдельности) ЧФ не может. И по числу кораблей, и по вооружению. Хотя его лучшие средства поражения - ракеты «Вулкан», «Малахит», «Москит» - и превосходят западные аналоги. По сути, сейчас это береговой флот, малопригодный для решения дальних стратегических задач. И даже на самом Чёрном море наших сил не хватает. Чтобы просто встать на одну силовую ступень с флотом Турции, России понадобится не одно десятилетие. А уже сейчас вокруг нас далеко не дружественные, как выясняется в критический момент, флоты Румынии, Болгарии и Украины. Угроза невелика - у них тоже всё старое. Но что будет уже завтра?» Бескозырки в клетке Помимо натовской ЧФ переживает и украинскую «осаду». Неслучайно, когда после знаменитого боя ракетный катер «Мираж» вернулся в Севастополь, на рейде при входе в бухту его демонстративно встретил корабль ВМС Украины - близнец катера грузинских ВМС, потопленного «Миражом» 10 августа. Намёк был более чем прозрачен… Хотя цепи поперёк выхода из Севастопольской бухты ещё не протянуты, а на крышах развеваются российские флаги, поднятые над всеми объектами флота: от штабов и заводов до последней лодочной станции. На соседних зданиях реют жёлто-голубые полотнища: противостояние знамён как нельзя лучше свидетельствует о реальной ситуации в городе. Её пафос выражает короткая фраза: «В гостях мы или дома?» Все представители ЧФ, которым я задавал этот вопрос, даже не сомневались: «Да, дома!» Но это правда только наполовину. «Вы заметили, что в городе все российские матросы по одному не ходят? - намекнули мне. - Даже если их трое, идут строем, а с ними старшина»… Наглядный ответ на вопрос «Кто в доме хозяин?» дал недавний конфликт по поводу празднования 225-летия ЧФ. Поначалу украинский МИД вообще запретил какие бы то ни было юбилейные торжества: как парад кораблей в акватории Севастопольской бухты, так и проход военной техники по городу. На генеральной репетиции дело едва не дошло до стрельбы. Сотрудники правоохранительных органов Украины заблокировали выезд из яхт-клуба ЧФ - именно туда прибывают БТРы после высадки с кораблей во время парада. Затем марш по суше в место дислокации - Казачью бухту. Украинские силовики заявили, что проезд по Севастополю не согласован с властями, и вызвали подкрепление - спецподразделение «Беркут». Морпехов ЧФ это особенно удивило. «Они рассредоточились по окрестным кустам и взяли нас на прицел, - вспоминают участники тех событий. - Первый случай, когда к конфликту с Черноморским флотом привлекли вооружённый спецназ, - попросту начали нарываться. Но мы на их ловушку не повелись…» БТРы погрузили на десантный корабль и перевезли по воде, а парад состоялся только на море с участием кораблей ВМС Украины. «А между прочим, - сказал мне в частной беседе один из офицеров ЧФ, - нашим коллегам-офицерам, поступающим на службу в ВМС Украины, на собеседовании задают вопрос: «Готовы ли вы воевать с Россией?» Берут, если ответил «да»… Цель украинских радикалов - пройти «точку невозврата» в отношениях с Россией. Но они забыли, что мы в отличие от националистов всё-таки один народ, хотя и насильственно разделённый…» «Но всё же, уйдёт флот или останется?» - допытываюсь у черноморцев. Контр-адмирал Бочкарёв пожимает плечами: «Флот живёт с лозунгом «Поживём - увидим». Но для нас сдать Севастополь - всё равно что предать мать или отца. Не зря князь Потёмкин сказал: «Кто владеет Севастополем, тот владеет Чёрным морем...» На набережной седой аккордеонист в бескозырке играет «Прощай, любимый город…» Я кладу в его жестянку деньги. Пока не рубли - гривны. | |
Просмотров: 1114 | Добавил: drozd-cruiser |
Всего комментариев: 0 | |